Головной участок 15-58 км скоростной автомобильной трассы Москва – Санкт-Петербург – один из первых российских проектов в сфере строительства дорожной инфраструктуры, реализуемый в рамках государственно-частного партнерства с использованием механизма Концессии.
Автомагистраль высшей категории I-А станет платной альтернативой существующей дороге М-10 «Россия». Введение платы за проезд запланировано на 1 июля 2015 года.
Строительство и последующая эксплуатация головного участка платной скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург является проектом федерального значения. Новая трасса обеспечит современное высокоскоростное транспортное сообщение не только между двумя крупнейшими российскими городами, но и станет частью системы международных путей сообщения.
Это второй введенный в эксплуатацию участок новой скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Первый участок протяженностью 72 километра в обход г. Вышний Волочек был открыт 28 ноября 2014 года в Тверской области.
Ввод в эксплуатацию головного участка трассы позволяет разгрузить существующую федеральную автомобильную дорогу М-10 «Россия» и обеспечить подъезд к международному аэропорту Шереметьево, пригородным городам Москвы – Химки, Долгопрудный, Сходня, Зеленоград.
В настоящее время автотрасса М-10 «Россия» Москва-Санкт-Петербург является наиболее загруженной в Российской Федерации. Существующие 4 полосы движения исчерпали свою пропускную способность. В соответствии с требованиями СНиП пропускная способность четырех полос составляет 40 тысяч приведенных автомобилей в сутки. В отдельные дни на головном участке М-10 – от Московской кольцевой автодороги до поворота на аэропорт Шереметьево -1 (протяженность участка 12 км) – интенсивность движения составляет до 135 тысяч автомобилей/сутки. Далее интенсивность движения снижается – до 80 тысяч автомобилей/сутки, но из-за извилистости дороги и ее прохождения по территории ряда деревень транспортные условия не намного улучшаются.
Общая стоимость проекта, включая строительство и обслуживание кредитной линии, – свыше 60 млрд рублей. Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства. Инвестиционный фонд Российской Федерации выделил 22,850 миллиардов рублей, а остальная часть – коммерческое финансирование, включающее собственные и заемные средства акционеров.
Скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург является одной из первых магистралей европейского уровня безопасности и качества в Российской Федерации. При проектировании и строительстве использованы европейские и российские инновационные технологии. Участие в проекте французской группы VINCI обеспечивает точное соблюдение всех технологических процессов и строгий контроль качества на всех этапах строительства и эксплуатации трассы.
ИСТОРИЯ ПРОЕКТА
История проекта начинается с начала 1970-х годов: концепция дублера существующей автомобильной дороги Москва – Ленинград была включена в генплан развития Москвы и Московской области в 1971 году.
В 2004 году Проект был возобновлен поручением Президента Российской Федерации «Об организации работ по строительству скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург».
В 2005 году проведены общественные слушания по Проекту в Солнечногорском районе Подмосковья и г.о. Химки.
В 2006 – 2007 годах были проведены необходимые экспертизы проекта и получены положительные заключения Главгосэкспертизы и Государственной экологической экспертизы.
24 апреля 2007 года опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации о проведении конкурса на право заключения Концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15-58 км.
27 июля 2009 года подписано Концессионное соглашение между Российской Федерацией и ООО «СЗКК» о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе данного участка автомобильной дороги М11.
26 апреля 2010 года состоялось финансовое закрытие и подписание кредитного соглашения со Сбербанком России и Внешэкономбанком.
В августе 2010 года для проведения дополнительных общественных и экспертных обсуждений Президент Российской Федерации Д.А. Медведев приостановил реализацию проекта строительства головного участка скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург.
В декабре 2010 года по итогам проведенных дополнительных общественных и экспертных обсуждений состоялось заседание Правительственной комиссии по транспорту и связи под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова. Комиссия остановилась на первоначально утвержденном маршруте прохождения головного участка скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург с учетом дополнительных компенсационных мероприятий экологического Характера.
В сентябре 2011 года ООО «СЗКК» получило документальное разрешение на строительство и незамедлительно приступило к реализации Проекта.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Головной участок трассы Москва-Санкт-Петербург (15-58 км) является одной из самых современных и безопасных дорог в Российской Федерации. Специально для строительства трассы ведущими российскими и европейскими экспертами разработан комплекс мер, реализация которых на этапах строительства и эксплуатации трассы обеспечивает максимальную защиту для автомобилистов:
- внедрение централизованной информационной системы контроля и управления дорожным движением, объединяющей автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД), дорожную интегрированную службу связи (ДИСС) и центральный пункт управления (ЦПУ), основными задачами которых являются
- поддержание равномерного и безопасного движения;
- сбор информации о характере дорожного движения и метеоусловиях;
- обработка данных и составление на их основе прогноза действий и событий;
- непрерывное информирование участников дорожного движения о состоянии дорожного движения, имеющихся затруднениях, метеоусловиях и т.д.;
- посты аварийно-вызывной связи на «площадках-укрытиях» расположены через каждые 2 км, а также на всех площадках для отдыха;
- оперативная помощь на дороге, эвакуация аварийных транспортных средств, патрулирование автодороги с периодичностью 6 часов персоналом компании-оператора;
- установка защитных ограждений по всей трассе: металлические ограждения барьерного типа вдоль обочин;
- установка цельнолитых железобетонных ограждений парапетного типа вдоль центральной разделительной полосы;
- установка сетчатого металлического ограждения высотой 2 м вдоль всей трассы для предотвращения опасного выхода на дорогу людей и животных;
- внедрение системы контроля состояния и обслуживания дорожного покрытия, искусственных сооружений, зданий, элементов обустройства и оборудования платной дороги;
- внедрение системы организации дорожного движения во внештатных ситуациях (предусмотрены технологические разрывы в центральной разделительной полосе через каждые 2,5 - 3 км, служебные проезды примерно каждые 5 км и др.).
КОМФОРТНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Новая трасса устанавливает новые для России стандарты комфорта для водителей. Эргономика всего проекта включает в себя:
- значительное сокращение времени в пути до Международного аэропорта «Шереметьево», Зеленограда, Солнечногорска;
- отсутствие на протяжении всего головного участка (43 км) одноуровневых пересечений со светофорами. Многоуровневые развязки расположены друг от друга на расстоянии не менее 5 км;
- высококачественное дорожное покрытие, выполненное из щебне-мастичного асфальтобетона, и долговечная разметка;
- эффективная схема освещения трассы;
- организация отдыха пользователей дороги согласно европейским стандартам (обустроенные площадки для отдыха с удобными подъездами и достаточным количеством парковочных мест как для легкового, так и для грузового транспорта);
- постоянное и заблаговременное информирование пользователей в режиме реального времени о состоянии дорожного движения, имеющихся затруднениях, метеоусловиях и т.д.;
- пункты оплаты проезда с необходимым количеством полос и возможностью организации на части из них реверсивного движения для предотвращения заторов. Возможность выбора способа оплаты наличным или безналичными способами;
- наличие пунктов обслуживания клиентов, где можно получить всю необходимую информацию о маршрутах, условиях оплаты проезда, а также приобрести автоматическое оборудование для оплаты проезда;
- применение современных технологий борьбы с гололедицей, обеспечивающих бесперебойное движение по дороге, и современных противогололедных материалов, позволяющих избежать загрязнений в зимний период. При этом предпочтение будет отдаваться превентивной обработке поверхности дорожного полотна специальными средствами;
- оперативная помощь на дороге, эвакуация аварийных транспортных средств;
- устройство пешеходных переходов через дорогу на разных уровнях.
ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРЫ, РЕАЛИЗУЮЩИЕСЯ В РАМКАХ СТРОИТЕЛЬСТВА СКОРОСТНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ М-11
Экологическая и социальная ответственность является приоритетом при реализации проекта строительства новой скоростной автомобильной дороги М-11 Москва – Санкт-Петербург в целом и ее головного участка (15-58 км). Уже на этапе оптимизации проекта (до начала строительства этого участка) ООО «СЗКК» совместно с Государственной компанией «Автодор» и французской группой ВИНСИ выполнили ряд мероприятий, направленных на минимизацию ущерба, который может нанести окружающей среде инфраструктурный объект как во время строительства, так и в период его эксплуатации.
Основные компенсационные мероприятия, выполняемые в рамках Проекта, включают в себя:
- строительство шумозащитных экранов на протяжении 23 км;
- строительство 5 проходов под трассой на путях миграции животных, подходы к которым защищены специальными экранами, чтобы воздействие на животных шума и света автомобилей было сведено к минимуму;
- обустройство более 60 специальных водопропускных труб на путях миграции земноводных и мелких животных в местах пересечения дороги с водными преградами или в местах понижения рельефа;
- создание 35 локальных водоочистных сооружений для очистки ливневых и талых вод с использованием современных технических средств и технологий, исключающих загрязнение поверхностных и грунтовых вод;
- создание гидроботанических площадок-отстойников;
- рекультивация территорий временно занятых во время строительства;
- применение современных противогололедных материалов при обслуживании дороги в зимний период и проведение контрольных замеров концентрации хлористых соединений в почве, снеге и растительности;
- обустройство пунктов для приема и складирования снежно-ледяной массы;
- установка автоматических пунктов мониторинга воздуха;
- устройство сетчатого ограждения по границе полосы отвода дороги вдоль всей трассы для предотвращения несанкционированного доступа людей и животных с обеих сторон дороги на всем ее протяжении;
- специальные мероприятия по защите рыбоохранных зон;
- внедрение программы экологического мониторинга с применением современных методов автоматизированного и лабораторного контроля:
- автоматизированные посты наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы и уровня шума;
- современные методы лабораторного анализа загрязнений природных сред;
- автоматизированный контроль качества работы очистных сооружений;
- постоянный мониторинг метеоусловий.
Кроме того, в ходе подготовки территории под строительство правительственная рабочая группа приняла решение осуществить дополнительные природоохранные мероприятия, в частности - компенсационную высадку леса из расчета 500 гектаров новых посадок на 100 гектаров вырубаемых деревьев. Министерство Природных ресурсов и экологии РФ, которому это было поручено, после мониторинга состояния лесопосадочных зон в Москве и ближайшем Подмосковье, реализовало компенсационную высадку деревьев на территории особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка «Лосиный остров», в Алексеевском, Лосиноостровском, Лосинопогонном, Мытищинском, Щёлковском и Яузском лесопарках.
На примере данного проекта также стала очевидной острая необходимость ведения открытого диалога с гражданским обществом, а также привлечения экспертного сообщества к дополнительному и тщательному изучению потенциального влияния, которое проект может оказать на окружающую среду. Для этого Государственная компания «Автодор» инициировала создание Комитета общественного экологического контроля, куда вошли признанные ученые-специалисты в области экологии, лесоведения, почвоведения гидрологии, гигиены человека, автодорожного строительства и т.д. Объединение их усилий позволило внести коррективы не только в этот проект, но и в документацию на строительство других участков новой дороги Москва – Санкт-Петербург, а также еще один масштабный проект – строительство Центральной кольце
БУСИНОВСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ РАЗВЯЗКА
Первая пятиуровневая развязка в России. Бусиновская транспортная развязка является связующим звеном между головным участком новой трассы Москва–Санкт-Петербург и автомагистралью «Северная рокада», проходящей по территории Москвы (Москва-Ногинск). Ввод объекта в эксплуатацию обеспечит транспортные связи Москвы и ближайшего Подмосковья, разгрузит головной участок автодороги М-10 «Россия» в районе Химок, обеспечит подъезд к левобережной части г. Химок и г.Долгопрудный.
Параметры:
- магистральный участок автомобильной дороги шириной до 8 полос движения протяженностью 1,6 км;
- 7 эстакад (в том числе 5 эстакад направленных съездов) протяженностью 4,9 км;
- 12 съездов дорожной части развязки протяженностью более 5 км;
- реконструкция существующего путепровода на Московской кольцевой автодороге (МКАД) через Октябрьскую железную дорогу.
Строительство в цифрах:
- 117000 куб.м бетона;
- 21530 тонн металлоконструкций;
- 181000 кв.м асфальтобетона;
- среднесуточное количество занятого на строительстве персонала – 1 500 человек.
Заказчик - Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Генеральный подрядчик - ОАО «Мостотрест».
УЧАСТОК АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОТ БУСИНОВСКОЙ РАЗВЯЗКИ ДО УЛ.ФЕСТИВАЛЬНАЯ
Новый участок соединит Бусиновскую развязку с Коровинским шоссе, а транспортная развязка на пересечении с Фестивальной улицей обеспечит сообщение между разделенными сейчас железной дорогой районами Ховрино, Головинский и Западное Дегунино, что позволит улучшить дорожную ситуацию не только данных районов, но и всего Северного административного округа.
Параметры:
- протяженность - 1,5 км;
- 8 полос движения;
- трехуровневая транспортная развязка на пересечении с ул.Фестивальная, состоящая из 15 автодорожных эстакад общей протяженностью 2,8 км.
Заказчик - Департамент строительства г.Москвы. Генеральный подрядчик - ОАО «Мостотрест».
Справка:
Новая скоростная автомобильная дорога М-11 Москва - Санкт-Петербург протянется от Московской кольцевой автомобильной дороги до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга. Общая протяженность автомагистрали составляет 669 км.
Автодорога пройдет по территориям Центрального и Северо-западного федеральных округов, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов.
Новая дорога Москва – Санкт-Петербург в основном проходит параллельно существующей автомобильной дороге М-10 «Россия» и пересекает ее на км 58, км 149, км 208, км 258, км 334, км 543 с устройством транспортных развязок в разных уровнях. Это позволит переключить движение транспортных потоков с М-10 «Россия» на скоростную автомагистраль и наоборот.
Строительство автомагистрали Москва – Санкт-Петербург ведется в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом. Последовательность реализации проектов обусловлена тем, насколько пропускная способность соответствующего участка существующей федеральной дороги М-10 «Россия» не отвечает объему текущего трафика.
вой автомобильной дороги.
|